Ларс-Йохан Ярнхеймер: "Российский рынок занимает особое место в бизнесе TELE2" |
Источник: www.comnews.ru Участники российской «большой сотовой тройки» долгое время не замечали конкурента в лице шведского оператора Tele2. Действительно, долгое время казалось, что эта компания, владеющая в России 17-ю разрозненными региональными GSM-операторами, так и останется локальным игроком.
Но «Tele2-Россия» постепенно наращивала и количество регионов, и абонентскую базу, и постепенно сделался заметным игроком. Например, на петербургском рынке в июне 2007 г. на долю Tele2 пришлось 60% всех новых сотовых подключений (учитывая даже деятельность CDMA-оператора «Скай Линк»). По итогам I полугодия 2007 г. «Tele2-Россия» занимала по количеству абонентов уверенное четвертое место, обслуживая без малого 8 млн подписчиков. И хотя пока это лишь 5% рынка, весной 2007 г., когда Мининформсвязи пообещало в течение года разыграть на конкурсах GSM-лицензии в 61 субъекте федерации, Tele2 получил реальный шанс стать в России еще более заметным игроком. О планах Теле2 на российском рынке и об опыте компании в Европе в интервью порталу ComNews.ru рассказал президент Tele2 AB Ларс-Йохан Ярнхеймер.
Россия для группы Tele2, которая работает почти в 20 странах Европы, обеспечивает значительную часть роста. Поэтому Россия для нас очень важна. Если посмотреть на группу в целом, Tele2 работает в трех сегментах рынка мобильной связи, фиксированной телефонии и широкополосного доступа, и сотовая связь является самым привлекательным сегментом для нас. С этой точки зрения российский рынок и присутствие на нем дают нам дополнительные возможности роста.
Наша стратегия продвижение шаг за загом, регион за регионом. За последние несколько лет в России мы прибавляли в среднем по четыре новых региона в год. Сегодня, в существующих условиях, «Tele2-Россия» вполне может выйти еще в пять-шесть новых регионов. Если у нас появятся дополнительные возможности в получении лицензий, мы вполне способны увеличить скорость вхождения в новые регионы.
Безусловно, мы будем участвовать, это полностью в рамках нашей стратегии развития. Многие из этих лицензий являются привлекательными. В части регионов, на которые они разыгрываются, Tele2 уже присутствует. Поэтому, прежде всего, мы будем стараться получить лицензии на регионы, находящиеся по соседству с теми, где сети Tele2 уже работают. В любом случае, мы продолжим занимать активную позицию на рынке и развивать наши сети.
Работать в качестве MVNO в ряде европейских стран нам позволяет законодательство, принятое в ЕС. Оно, в частности, дает нам определенные гарантии, когда мы покупаем ресурсы сети у других игроков рынка. Но в России таких законов пока нет, поэтому сейчас я не вижу возможностей для модели MVNO на российском рынке. Мы были бы вполне счастливы, если бы смогли получить в РФ национальное роуминговое соглашение с разумными ценами, и это то, над чем мы работаем.
На мой взгляд, в каждом регионе может действовать до четырех мобильных операторов. Только в этом случае операторы способны зарабатывать в противном случае, когда рынок плотный это сокращает доходы до грани разумного. Поэтому наличие в регионе более четырех операторов может создавать проблемы для рынка. Когда мы обсуждаем возможности вхождения в новый регион, мы принимаем положительное решение только в том случае, если поглощение (или новая лицензия) дают нам возможность занять четвертую либо еще лучшую позицию.
Технология 3G будет со временем востребована в России даже больше, чем во многих других странах, эта технология наиболее отвечает требованиям высокоскоростного интернет-доступа. Мы видим, что дополнительные неголосовые услуги в России пользуются большей популярностью, чем во многих странах Европы, где мы работаем. Да, Tele2 была бы рада получить такую лицензию и в России, но 100% абонентов не нуждаются в услугах 3G, а существующий спрос мы вполне сможем удовлетворить с помощью технологии EDGE. Однако, голосовые услуги, как показывает наш европейский опыт, дешевле предоставлять в GSM. Пройдет несколько лет прежде чем 3G станет массовой услугой в России и мы уверены, к тому времени у Tele2 будет возможность предоставить такой сервис российским абонентам.
Проблема CDMA-450 в малом количестве трубок. Возможно, в будущем она будет решена, но пока я бы не рассматривал оператора этого стандарта как прямого конкурента для наших EDGE-сервисов и грядущего в России рынка услуг 3G.
Я не специалист в российском WiMAX-рынке, но, основываясь на своем предыдущем опыте, я полагаю, что преимущества мобильной сети (то есть сети 3G) состоят в том, что значительная часть инфраструктуры GSM-операторами уже построена, и это позволяет им предлагать услуги дешевле. Поэтому я уверен, что мобильные операторы с сетями 3G выиграют конкурентную борьбу у WiMAX-операторов. Правда, в России низкий уровень проникновения фиксированной связи, поэтому весьма вероятно, что WiMAX здесь будет иметь больший коммерческий успех, чем в Европе.
Если говорить о тех российских регионах, где работаем мы, во многих из них уровень проникновения мобильной связи еще не достиг 100%, хотя, конечно, все региональные рынки быстро приближаются к этому порогу. Но нас это не пугает по нашему европейскому опыту мы знаем, что люди могут иметь более одой подписки на услуги сотовой связи (у разных операторов). Но, что еще более важно, со временем повышается уровень ARPU: мы четко видим эту тенденцию по странам Европы. Мы уверены: в России рост ARPU у всех операторов будет еще более существенным. После достижения 100%-ного уровня проникновения большое значение приобретают дополнительные услуги. Стратегия Tele2, наша миссия сделать мобильную связь дешевой и доступной для всех жителей, и если вы посмотрите на большинство регионов РФ, где Теле2 не присутствует, тарифы на сотовую связь там выше, по сравнению с регионами нашей работы (и намного ниже, чем в Москве). И мы очень гордимся этим тем, что можем предоставлять мобильную связь по существенно более низким тарифам, чем конкуренты. В конечном итоге, потребителю важно иметь привлекательные цены, а к этому приводит только конкуренция. |