TELE2LIFE
Оператор Теле2. Честно — дешевле
ВТБ — Tele2: дешевый разговор

Источник: Banki.ru | Автор: Евгений Арсюхин

Как можно преодолеть монополизм? Если случай тяжелый — а в России с монополизмом сложился именно тяжелый случай — то лишь с помощью другого монополиста. Это я про покупку банком ВТБ четвертого по размеру мобильного оператора, Tele2, как ни странно.

TELE2 продает российский бизнес ВТБУ сотовой компании со скандинавскими корнями — долг в 1,15 млрд долларов. Сумма сделки с учетом того, что за компанию придется и долг платить, составила 2,4 млрд долларов. Вообще, сделка странная. И дело вовсе не в том, что банк купил сотовую компанию. Непрофильный бизнес, все дела — знаете, для банкира любой бизнес профильный. Я вовсе не про это.

Банк купил компанию для того, чтобы вывести ее на ровную орбиту и перепродать с прибылью, и банк этого не скрывает. Здесь вроде бы нет ничего странного, купить дешево и продать дорого — почему нет? Но давайте вспомним, откуда у Tele2 убытки-то взялись.

В январе я был в Туле, на традиционном семинаре, который для журналистов любезно проводит ЦБ. Выйдя как-то на улицу, я заприметил рекламу Tele2. Расценки меня, сказать по правде, поразили, нет в Москве столь низких расценок. В самом деле, именно невысокой ценой компания достигла того, что стала четвертым в России по числу пользователей сотовым оператором. «Большая тройка», кто бы что ни говорил — это тройка монополистов, и если там нет прямого ценового сговора (я думаю, что на самом деле его и нет), так есть вполне понятная практика, когда компании ориентируются на цены друг друга, слегка манипулируют ценами, но сильно их не снижают, дабы не обрушить рынок. Любой участник «тройки» понимает: сегодня он выступит с реальным снижением цены, к нему побегут абоненты. Завтра то же сделают товарищи конкуренты, и абоненты опять разбегутся между тремя компаниями. Выгоды никакой, а рынок испорчен. Вот что такое ценообразование в монопольной среде.

Но Tele2 как субъект ненашенский, шведский, послала все эти правила в баню, стала торговать по принципу «затраты плюс разумная маржа». И была сама послана. Вы же знаете, что в Москве нет Tele2? А знаете, почему? Потому что ее туда не пустили. Ну разными способами взяли и не пустили. По всей России есть, в столице нет. Зато рынок не портит.

И вот же ж до смешного доходит. Как мне рассказали туляки, иные москвичи приезжают в Тулу, оформляют на себя тульский номер от Tele2 и пользуются им в Москве! Даже с учетом роуминга получается дешевле.

Я клоню к тому, что долги компании и вообще ее не очень хорошие финансовые показатели взялись от одного-единственного обстоятельства. Отсутствия московских абонентов. У Tele2 большая аудитория. Но она некачественная. Провинциалы бедны. В той же Туле, кого ни спросишь, какая зарплата, говорят: 8 тысяч, 11 тысяч, как-то так. Местный ресторан а-ля немецкий подвал, отличный ресторан — и сервис, и кухня, и дизайн — очень, ну просто ооочень дорогой. Блюдо — ну колбаски там всякие, как в Германии принято, мясо внарезку — аж 150 рублей! Неподъемно дорого. И в ресторане никого нет, кроме неясного вида бандитов и молодого человека, решившего покорить девушку нездешним шиком. Слышно, как в голове молодого человека работает калькулятор. Видно, как он с ужасом наблюдает за перемещением пальчика девушки по строкам меню. Так завсегдатай рулетки магнетизирует взглядом шарик: ну остановись тут! Чем плохо, салат за 25 рублей, ну выбери его! Нет, пошла дальше, к рыбе за 220 рублей, эх.

Но мы отвлеклись на гастрономию (наверное, потому, что как раз когда я пишу эти строки, мне есть очень хочется). Давайте все-таки к сделке вернемся. И смоделируем ситуацию. Вот компания, у нее проблемы. Приходит она к банкирам, так и так, проблемы, что бы нам с этим сделать. Конкуренты зажали, чиновники бычат, житья нет. Может, кредит дадите? Смотрит банкир на цифры, а скорее даже не на них, а на обстоятельства вокруг цифр. И говорит: нет, тебе кредит не поможет. Все равно будут тебя бычить, будешь окормлять неискушенных абонентов в Сарапуле и ничего ты никогда не заработаешь. Компания совсем сникла, но тут у сторон возникает понимание.

— Вы же ВТБ, — как бы говорит компания. — Вы же рукопожатые на самом что ни на есть верху. А берите нас! Приди, Рюрик, и володей нами! И через свои связи помоги нам столицу взять.

Да-да. Я в самом деле считаю покупку Tele2 своеобразным кредитом. Покупают, сразу говорят, что продадут, — то есть на волю отпустят, когда помогут компании (ну и себя не забудут). И да, действительно думаю, что скоро Tele2 станет доступна и для москвичей. Хотя бы потому, что иного способа сделать ее более прибыльной нет. А ВТБ собирается сделать ее более прибыльной. И раз так, то ВТБ для нас, москвичей, хорошее дело сделал. Ну, правда, хватит кормить Канзас — то есть «большую тройку».

А вообще, в этой истории, как в двух каплях воды (почему в двух? Ну так захотелось написать), отразились особенности ведения бизнеса в России. Когда деньги не решают всего и вообще ничего не решают. Рукопожатость и связи, связи и рукопожатость. Близость к водопою.

— Ну, у нас теперь нет другого выхода, будем за воду драться! — сказал злой лев в фильме «Мадагаскар-2».

В понимании американцев плохой менеджер — тот, кто предлагает драться за убывающие ресурсы вместо того, чтобы увеличить количество ресурсов. В понимании россиян это хороший менеджер. Так-то.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
 
Nokia 3310 Возвращение легендарного
телефона
Блог tele2life.ru
Карта покрытия Tele2
Карта покрытия Tele2 Россия
Теле2 реклама
© 2007–2017. Сайт tele2life.ru не является официальным ресурсом оператора сотовой связи Теле2 в России. Вся информация, расценки и тарифы предоставлены в ознакомительных целях.